История

Еще в IХ-Х веках территория среднего Поволжья — Суздальское, Суздальско-Нижегородское, Нижегородское княжества была заселена племенами финского происхождения – мордвой, мещеряками и черемисами. Московское государство свой центр имело в верховьях реки Волги. Земли по ее среднему течению были крайними (нижними) его владениями на юго-восток. Эти земли в летописях названы   Низовскими .

В начале XIII века владетели Низовской земли решили оградить свои Приволжские владения основанием в 1221 году Новгорода  Низовской земли или Нижнего Новгорода. Основателем города был Великий князь Юрий Всеволодович (1189-4.03.1238).С 1350 года Нижний Новгород по решению Великого князя Константина Васильевича стал  центром  Низовской земли, на которой проживало много мордвы. Желая закрепить за собой мордовскую землю он выводил  из  Суздаля и других княжений и расселял по берегам рек Волги и Оки, Тёши (бассейн Оки) русских крестьян. Мордва оказывала этому расселению некоторое сопротивление, но вместе с русским народом участвовала в борьбе против татаро-монгольского ига, в сражениях на р. Воже  (1378г.), на Куликовом поле(1380г.), а также в походах царя Ивана IV («Грозного»,  царствовал  1547- 18.03.1584) на Казань. С падением Казанского  ханства (1552) мордва вошла в состав Русского государства. Располагалась она главным образом в двух станах Арзамасского  уезда — Утишном  (в тиши лесов ) и Залессном (за Шатковским лесом на юго-восток). (Стан-административно-полицейская единица. В Арзамасском уезде по 1779 г было 5 русских и 2 мордовских стана). Историк А.А. Геракштов в исследовании «Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII-XVIII   веков» (Саратов,1930 г) писал, что в этих двух станах « поражает обилие лесов сплошными массивами…Это лесное богатство сыграло большую роль в хозяйственной жизни мордвы. Были пашни и сенокосы, но почти 2/3 пахотной земли представляются мало пригодными для земледелия. Ещё более печальная картина с сенокосными угодьями».

 В лесах жители занимались бортничеством (медосбором), охотой и поташным производством.

Занимались ли бортничеством и поташным делом наши предки? Вполне вероятно — Да! — занимались. Такие фамилии, как МЕДОНОВЫ пришли из бортных угодий. Чиргуши от М. Арь в трех километрах. Нетрудно предположить, что наши односельчане в средние века не стояли в стороне от модных ремесел. Что касается поташного производства — тем более. Не исключено, что переселенцы из Будных станов получили прозвища, а потом фамилии БУДАРАГИНЫ и другие. Да и само слово «поташ» употреблялось вместо «костра». Поташи жгли под Новый год, сжигая все плохое, что было в  старом; при уборке картофеля, в холодную погоду, на отдыхе и т.д. При этом сжигали старую солому, ботву, хворост и редко дрова.

Итак, не исключено, что наши предки занимались или участвовали в поташном производстве. Но это еще не все. Арские мужики многие другие ремесла осваивали. В «Географическом статистическом календаре Российской империи» за 1867 год, деревня Ари упоминалась в ряду других деревень, где ковали гвозди, делали топоры, ухваты, подковы. Наверное, с тех давних пор появились семьи КУЗНЕЦОВЫХ и др.

Основным занятием больше- и малоарцев было землепашество. На рубеже веков заметно выделялось молочное животноводство, а еще раньше садоводство и огородничество.

Наиболее ранние сведения, которые удалось получить о д. Ари, встречаются в «Межевой книге Арзамасского уезда 1624-1625г.г.» (Сообщение Центрального Государственного архива Древних актов от 18.02.91г) Деревня находилась в поместье Осипа Симакова. Количество дворов не указано. Через 50 с лишним лет в «Переписной книге Арзамасского уезда1678 г.» при упоминании деревень Ари и Малые Ари указано, что принадлежат они семье Ульяниных (Осип Симаков тоже сын Ульянина) и в них зарегистрировано : в д. Ари-12 дворов крестьян и бобылей (40 человек мужского пола ) и два двора задворных людей (десять человек мужского пола); в д. Малые Ари – восемь дворов задворных людей. Правомерно считать, что задворные люди приведены или переселены из других мест землевладельцами.

Само название деревень –Ари мордовского происхождения, и  возникли Ари на основе очень небольшого мордовского  поселения, образовавшегося впервые в удобном месте на левом берегу речки Арки. На её правом берегу возникли Малые Ари, которые своим возникновением обязаны колонизационной деятельности арзамасских городовых дворян Ульяниных. Они захватили не принадлежащие им земли на правом берегу Арки, посадили задворных крестьян , привезённых или переселённых из других мест . Позднее “высочайшей милостью” захват был узаконен . ( из того же сообщения ЦГАДА от 18.02.91г).После окончательного размеживания земель в 1844-45г.г. состав владельцев крестьянскими дворами и землёй в деревнях Большие и Малые Ари уточнился. Все владельцы были связаны с родом Ульяниных по материнской и отцовской линии. До 1844г. владения были общими семи помещиков – родственников. После 1844г. владельцев крестьнских дворов осталось пять : МУСТАФИНЫ-58 дворов; СОЛОВЦОВЫ-44, ШИРЯЕВЫ-82; ЗАПЛАТКИНОЙ принадлежало 13 дворов; УЛЬНИНЫМ – 41 и сельцо Малая Аря.

К середине XIX века Ари были большим населённым пунктом. К слову заметить , что уездный город Лукоянов в эти годы был заселён 448 дворами , в которых жило 1536 мужчин и 1420 женщин или в общей сложности 2956 человек . Ари по численности людей были по сравнению с Лукояновым меньше  только в 2 раза.

Описание Лукояновского уезда , а также с. Большие Ари и деревни Малые Ари  сохранились в  «Экономических примечаниях к планам Генерального межевания Лукояновского уезда , Нижегородской губерни » на конец 18 века .

Вместе с материальной и генетической сторонами жизнь развивалось и духовность , всех его слоёв. Вероятнее всего маленькие деревянные церкви были преимущественно дворовыми вблизи усадеб помещиков , не было школ. Не все жители верующие могли посещать церкви. Грамоте обучались священослужителями избранные. Всё сельское общество было неудовлетворительно этим. Возникла необходимость в увелечении средств духовного влияния. В 1805 году в Б. Арях была построена большая каменная церковь. В церковном арресе – календаре за 1888 год сообщается : “ Село Аря , церковь каменная ,  в честь Рождества Христова , построена в 1805 году , однопрестольная. Священник К.В. Покровский 24 года  , окончил курс семинарии по 2-му разряду на службе с 1884 года. Псаломщик А.В. Нестеров 48 лет  , из среднего отделения Духовного училища , на службе в селе Аря с 1882 года. Прихожан мужчин 1131 чел., женщин -1191. Церковь имеет 36 дес. , земли , земскую школу , в которой учится 41 мальчик и 6 девочек. (Из сообщения канцелярии Горьковского епархиального управления от 06.08.1990г. за № 485) .

Теперь обратимся к еще одному официальному документу («Сведения о населенных местах в1896 г.», направленные Больше-Арским волостным старшиной Семеновым 03.05. 1896г. В Центральный Статистический Комитет МВД), в котором есть характеристика села под современным названием Большая Аря.

 Перчислены 5 сельских обществ: 1-е МУСТАФИНЫХ , 2-е СОЛОВЦЕВА, з-е ЗАПЛАТКИНОЙ, 4-е ШИРЯЕВЫХ, 5-е УЛЬЯНИНЫХ. При речке Арке, занятых постройками мест (дворов)-215, жителей 1130: мужчин-506, женщин-624; усадьбы господ Ульянина, Мустафина и Ширяевых смежены с церковью.  В селе значились : 1 церковь, 1 Волостное правление и 4 общественных хлебо-запасных магазина, 12 ветряных мельниц, 1 круподерка, 3 маслобойки, 2 кузницы и 1 шерстобойка.

Вряд ли в более поздние времена было столько или больше «промышленных  заведений». Вместе с ростом жизненного потенциала увеличилась численность населения. Перед русско-японской  войной в селе жило 2260 человек, из которых 1097 мужчин и 1169 женщин (список населенных мест Нижегородской губернии. Н.Новгород. 1916 г.) Русско-японская война, революционные события1905 г,, начавшаяся первая мировая война приостановила рост населения, повлиял и голод, вызванный засухой в 1903 году. По данным на 1916 год значится 2167 человек. Между тем, минуло 10 лет, в течение которых прироста населения не отмечалось.

В дореволюционные времена по укладу хозяйствования приближалось к натуральному хозяйству. Поскольку денег у крестьян было мало, покупали лишь самое необходимое, которое не делалось сельскими умельцами: резиновые изделия, мыло, спички, соль, сахар, некоторый инвентарь, сбруя, лес, стекло, лампы и др.

Не все жители Большой и Малой Ари одинаково относились к православной религии. Некоторая часть из них, с некоторых пор исповедовали другую веру-Баптизм (от греческого baptiso –окупаю, крещу путем погружения в воду (в народе – молокане). Говорят, что баптистскую веру  на М. Арю привез Боженкин Григорий («Береня»). Баптистское общество построило молельный дом, куда собирались верующие. Проповеди, чтение Евангелии, молитвы в молельном доме проходили проникновенно, с большой глубиной воздействия на присутствующих.

К 1927 году построили новую деревянную небольшую школу («На тине» около сельсовета и сельмага на Князевке), прибыли молодые учителя Антонина Константиновна ТАСКИНА, Серафима Васильевна ПРИЕЗЖЕВА, Михаил Иванович КОРИНСКИЙ. В 1930 году открылся 5-й класс ШКМ (школы колхозной молодежи), в селе оказались учителя Серафима Ивановна и Михаил Петрович РОГОЖИНЫ, несколько позднее Василий Алексеевич КУЛАЕВСКИЙ, Павел Иванович ЩЕПЕТОВ и др. В войну и после нее арских детей учили Валентина Георгиевна БУДАРАГИНА ( в девичестве МИХАЙЛОВА), Алексей Яковлевич ЛИСИН, Клавдия Павловна ШУЛЬГИНОВА, Нина Сергеевна ЛАВАДАНОВА и др. Мы искренне признательны им. Долго будет в памяти односельчан имя Анны Михайловны ГОЛУБЕВОЙ.

Особым периодом в жизни села была Великая Отечественная война. Немало наших земляков не вернулись с её фронтов, положив свои души на алтарь Отечества.

Теперешнее и будущие поколения большеаровцев своим трудолюбием, честностью и порядочностью, дружбой и взаимопомощью, безупречным исполнением человеческого и гражданского долга, полной отдачей своих сил и знаний сделают свою жизнь счастливой и процветающей.